ВСЕ О БАХЧИСАРАЕ

БАХЧИСАРАЙСКИЙ Р-ОН

КОНТАКТЫ

Турагентство Василевского Юрия Александровича занимается бронированием гостиниц и частного сектора в Крыму и рекламой в сети Internet. о ЧП

Телефоны для бронирования
Российский МТС (Крым)
+7 978 860 41 73


E-mail: simeiz_07@mail.ru

ICQ: 575819584

Skype: yuriy_vasylevsky
Call me!

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ (ХАН-САРАЙ)

Ханский дворец в Бахчисарае (Хан-Сарай) - бывшая резиденция крымских ханов. Бахчисарайский Ханский дворец - памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар и художественный музей. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.
Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гераев - правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.

Бахчисарайский Ханский дворец. Вид снаружи   Бахчисарайский Ханский Дворец. Дворцовая площадь   Бахчисарайский Ханский дворец. Вид на дворец

БАХЧИСАРАЙ. ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ

 

ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ В БАХЧИСАРАЕ

 

ВИД НА ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ


До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в ущелье Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте, в открытой долине реки Чурук-Су. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая. читать историю Бахчисарая
Дворец, стиль которого академик Паллас определил, как "азиатское барокко", вобрал в себя черты малоазийской и сельджукской архитектуры с элементами европейского Ренессанса и барокко. Во время пожара, возникшего после взятия Бахчисарая войсками Миниха в 1736 г., дворец сильно пострадал и был капитально отремонтирован при ханах Каплан-Гирее и Селямет-Гирее. Тогда же, в 1740-41 гг. была построена соборная мечеть Биюк-хан-Джами, которая, несмотря на свою массивность, органично вписывается в дворцовый комплекс. Два её стройных минарета графично завершают облик резиденции крымских ханов.

Бахчисарай. Вид северных ворот и надвратной башни с дворцовой площади   Южные или Садовые ворорта   Красота скал у Бахчисарая

НАДВРАТНАЯ БАШНЯ ДВОРЦА

 

ЮЖНЫЕ ИЛИ САДОВЫЕ ВОРОТА

 

КОНЮШЕННЫЙ КОРПУС ДВОРЦА


Ханский Дворец - целый город в миниатюре. Это сложный комплекс построек самого разного назначения. До наших дней здесь сохранились две мечети (Большая и Малая), домик муфтия, ханское кладбище с двумя мавзолеями-дюрбе, постройки официального предназначения (в т.ч. Зал Дивана), жилые помещения для ханов, прислуги, гостей, охраны, гарем, две надвратные и одна обзорная башни, бани, кухонный двор, конюшенный корпус, шесть внутренних двориков, 14 фонтанов разного времени. В ханские времена этот список был гораздо обширнее.

Бахчисарай. Хан-Сарай. Фонтан   Ханский Дворец. Чешме   Сухой фонтан во дворе Ханского дворца

ХАН-САРАЙ. ФОНТАН

 

ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ. ЧЕШМЕ

 

ДВОРЕЦ. СУХОЙ ФОНТАН


Большая ханская мечеть или Хан-Джами - прямоугольное, двухъярусное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей. Главный его фасад смотрит на речку Чурук-Су. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Тип постройки - базиличный: в плане - слегка продолговатый четырехугольник, снаружи - с запада и востока - открытые галереи с аркадами. Внутри мечети с трех сторон - хоры (балконы, поддерживаемые колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный - с наружной крутой лестницы. Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу.

Дворец. Большая Ханская мечеть   Дворец. Биюк-Хан-Джами   Дворец. Биюк-Хан-Джами

БОЛЬШАЯ ХАНСКАЯ МЕЧЕТЬ

 

БИЮК-ХАН-ДЖАМИ

 

ДВОРЕЦ. ХАНСКАЯ МЕЧЕТЬ


Рядом с Большой Ханской мечетью находится ханское кладбище - мезарлык. На дворцовом кладбище похоронены 16 ханов, прочие захоронения - могилы их родственников и приближенных. Самое раннее погребение - 1592 года. Мужские могилы украшены чалмою, воинскими атрибутами, женские - чем-то вроде клобука. Любопытны элегические надписи в духе арабской поэзии. Например: "В цветнике мира я была розой и, увы, завяла. О вечный, помести меня в цветнике рая". Два монументальных мавзолея XVII века точно повторяют восьмигранную форму древних дюрбе - мусульманских мавзолеев.
К востоку от Большой Ханской мечети расположен банный корпус - Сары-Гюзель (это название в переводе означает желтая красавица). Это одно из самых старых сооружений дворца, датировано 1532 годом. Мощное квадратное в плане здание возведено по типу турецких бань (которые в свою очередь сооружались по образцу византийских, т. е. римских). Бани эти служили не только для мытья, но были и местом отдыха и развлечения; перед каждым отделением имелись крытые дворики с фонтанами. В помещениях нет окон - свет проникает через отверстия в куполах в виде звезд и полумесяцев. Под полом, в подвале, устроено было отопление: горячая и холодная вода подавалась по свинцовым трубам, горячий воздух и дым согревали все здание. Баня функционировала до 1924 года. В советское время сильно обветшала и теперь требует капитальной реставрации.

Дворец. Ханское кладбище   Дворец. Мавзолеи. Дюрбе   Дворец. Малая Ханская мечеть

ХАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

 

ДВОРЕЦ. МАВЗОЛЕИ (ДЮРБЕ)

 

МАЛАЯ ХАНСКАЯ МЕЧЕТЬ


Осмотр собственно дворца этот лучше всего начать с памятника, относящегося ко времени Менгли-Гирея. Перед нами Железная дверь, или портал Алевиза, - самая древняя часть дворца. Портал создан выдающимся итальянским зодчим, на Руси известным под прозвищем Фрязина и Алевиза Нового. Есть некоторые основания предполагать, что Портал Алевиза сначала принадлежал старому ханскому дворцу в Ашлама-Дере - так называемому Ашлама-Сараю - и потом перенесен сюда.
Перед входом в Зал Совета и Суда существовала в свое время открытая аркада, окружавшая все здание. Позднее она была застроена и сделалась чем-то вроде сеней: их нарядный потолок и колонны восстановлены во время реставрации дворца. Вход в зал украшает арка из местного известняка.
Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван - совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел. У южной стены, в центре, находилось ханское седалище - "трон", покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам "трона" стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен располагались диваны, на которых сидели члены совета - приближенные хана. Над входной дверью - забранная решеткой узкая галерея, "ханский тайник", откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в зале.
В зале Совета и Суда можно проследить все основные этапы ремонтов, мелких переделок и больших перестроек, происходивших в течение 400 лет существования дворца. В самом раннем описании Зала Совета и Суда, сделанном в 1736 году по распоряжению фельдмаршала Миниха его адъютантом Манштейном, говорится, что полы были всюду мраморные, стены выложены разноцветными фарфоровыми плитками, а среди зала бил фонтан.
В 1736 году, в ходе русско-турецкой войны, русские войска под командованием фельдмаршала Миниха с боями прошли через Крым - до самого Бахчисарая - с целью проучить и укротить неугомонного врага России. Согласно донесению командующего, при взятии города сильно пострадали от пожара "ханские палаты".
Восстановление Дворца началось при хане Селямет-Гирее (1737-1743), а дальнейшее строительство связано с именем Крым-Гирея (1758-1769). Тогда и создан был лишенный внутреннего единства и целостности, но в то же время весьма декоративный и пышный ансамбль.

Дворец. Зал Совета и Суда (Диван)   Дворец. Летняя беседка   Дворец. Ворота из Фонтанного Дворика в Посольский Дворик

ДВОРЕЦ. ЗАЛ СОВЕТА (ДИВАН)

 

ДВОРЕЦ. ЛЕТНЯЯ БЕСЕДКА

 

ВОРОТА ФОНТАННОГО ДВОРИКА


Дворец возобновлялся постепенно. При Крым-Гирее построены Золотой кабинет, Летняя беседка, Кофейная комната, Комната ханского наследника, Комната цирюльника и закончено восстановление дворца в целом. В большинстве этих работ принимал участие мастер Омер.
Переход из мрачного Зала Совета и Суда в Бассейный садик приятно поражает своей неожиданностью - попадаешь в царство солнца, цветов, пышной зелени виноградных лоз. Журчит вода, наполняя бассейн; она сбегает по мраморному желобу, украшенному изображениями резвящихся рыбок, мелкая резьба создает впечатление каскада. В южной стене, обвитой вьющимися розами,- мраморная копия Фонтана.
Летняя беседка построена во второй половине XVIII века мастером Омером. Стены ее прозрачны от множества окон, за которыми клумбы цветов, деревья. Примечательны в ней тонкая филигранная роспись потолка и стен (работа Омера), мастерская резьба по дереву, появившаяся позднее (в 20-е годы XIX века), а посреди всего этого великолепия - фонтан и малый бассейн. Вначале беседка была открытой, но в XIX веке при ремонте ее застеклили, чтобы сохранить от разрушения.
Покинув это светлое и красивое сооружение, спускаемся в полутемную Малую мечеть. Архитектура ее близка к византийской: однокупольное здание с барабаном, поддерживаемым арками и парусами, дающими плавный переход от куба основного помещения к подкупольному восьмиграннику. Помещение вытянуто с востока на запад, в его южной стене устроена ниша - михраб. К XVI веку относится вход, оформленный аркой из местного камня, с высеченными на гладком поле рельефными розетками и другими типичными для того времени орнаментами. На древней штукатурке при реставрации были обнаружены граффити - процарапанные изображения всадников, лошадей, лодки с парусами.
С первым строительным периодом дворца - XVI - XVII века - связан и Фонтанный дворик, в котором мы окажемся, выйдя из мечети. Здесь два фонтана. Первым привлекает внимание Золотой фонтан (Магзуб), сооруженный в 1733 году, в правление хана Каплан-Гирея. На мраморной облицовке - рельефные надписи (дата постройки и изречение из Корана) и растительный орнамент. Утраченная со временем позолота надписей и орнамента была восстановлена во время реставрационных работ 1963 года.
Однако прославил Бахчисарай не Золотой фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсебиль), находящийся в противоположном углу дворика.
Этот уникальный памятник архитектуры, созданный все тем же Омером в память рано умершей любимой жены Крым-Гирея, стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощенной в холодном камне.

Дворец. Гарем   Дворец. Гостиная комната   Дворец. Жилая комната

ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ. ГАРЕМ

 

ДВОРЕЦ. ГОСТИНАЯ КОМНАТА

 

ДВОРЕЦ. ЖИЛАЯ КОМНАТА


Из Фонтанного дворика посетитель дворца может пройти во внутренний сад, покинутый им при входе в Зал Совета и Суда. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель, гаремный корпус - все, что осталось от обширного некогда ханского гарема.
В Гаремном комплексе в Ханском Дворце первоначально насчитывалось четыре здания. Три из них, обветшав, были разрушены вместо ремонта в 1820-х гг., а единственное сохранившееся здание ныне профессионально отреставрировано и доступно обзору. Оно являет собой невысокую постройку с обширной террасой и тремя комнатами (условно названными Буфетная, Жилая и Гостиная).
В помещениях Гаремного корпуса воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского жилища 18-19 вв., по которым можно примерно судить и о внутреннем облике помещений ханского гарема.

Дворец. Вход в парадные залы дворца   Дворец. Золотой кабинет или Фруктовая беседка   Дворец. Золотой кабинет или Фруктовая беседка

ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ ДВОРЦА

 

ДВОРЕЦ. ЗОЛОТОЙ КАБИНЕТ

 

ДВОРЕЦ. ФРУКТОВАЯ БЕСЕДКА


Через ряд помещений, куда ведет из гаремного сада скрипучая деревянная лестница (например, Кофейную комнату, совершенно утратившую восточный облик), мы попадаем в Посольский зал. Это продолговатое светлое помещение с двумя "ложами", в одной из которых - правой - некогда восседал хан. Сюда, в этот зал, через шпалеры стражников, входили те, кому предстояло участие в торжественном приеме или аудиенция хана.
В глубине Посольского зала - расписная дверь, ведущая в Золотой кабинет, квадратное помещение над Летней беседкой. Действительно ли хан пользовался им в качестве рабочего кабинета или появлялся здесь в парадных случаях, когда выступал в роли верховного правителя, сказать трудно.
За Посольским залом открывается длинная сквозная анфилада парадных больших комнат и комнатушек второго этажа. Некоторые из этих помещений имеют названия: Комната наследника, Екатерининская комната, Пушкинский зал. Все это, конечно, названия условные. Помещения использовались, по-видимому, в чисто показных целях: для многолюдных приемов, торжественных ханских выходов и т. п.

Дворец. Соколиная башня   Дворец. Персидский садик. Соколиная башня   Вид на дворцовую площадь

СОКОЛИНАЯ БАШНЯ

 

ПЕРСИДСКИЙ САДИК

 

ВИД НА ДВОРЦОВУЮ ПЛОЩАДЬ


В углу Персидского дворик находится Соколиная башня (Тоган-Кулеси). Название башни связывают с тем, что в этом помещении в ханские времена будто бы содержали ханских ловчих птиц. Внутри сооружение пустое; лишь винтовая деревянная лестница ведет на верхнюю площадку, с которой открывается великолепный вид на город, Дворец и Дворцовую площадь.
Сегодня значительная часть Дворцовой площади превращена в тенистый парк, однако в ханские времена она не была засажена деревьями, имела вид открытого плаца и служила местом проведения различных торжественных церемоний.
Персидский дворик своего рода "парк отдыха" Ханского Дворца - здесь среди садов были выстроены беседки, фонтаны, бани. Эта уединенная, окруженная высокой стеной часть Дворца была прекрасным местом для прогулок крымских правителей.

Мавзолей Диляры-Бикеч   Вид из Дворца   Территория дворца

МАВЗОЛЕЙ ДИЛЯРЫ-БИКЕЧ

 

ВИД ИЗ ДВОРЦА

 

ТЕРРИТОРИЯ ДВОРЦА


Мавзолей Диляры-Бикеч, именуемый также дюрбе или гробницей, находится за Южными воротами Дворца, на краю садовых террас. Построенный в XVIII веке, он близок к традициям османской архитектуры XV-XVI столетий, однако не без новшеств, идущих, как водится, через Стамбул. Это все тот же восьмигранник, увенчанный куполом на восьмигранном же основании. Но вместо прежней строгости и конструктивной простоты - дробное членение форм. Каждая сторона восьмигранника разбита на части двойным рядом проемов-арочек и соответствующих им окон. Это членение подчеркнуто двойным рядом рельефных тяг - снизу и сверху. Здесь налицо стремление к изящной декоративности, характерной для XVIII века. Мавзолей был выстроен в 1764 г. посреди небольшого кладбища: в прежние времена вокруг этого сооружения стояли надгробные памятники. Как полагают, именно отсюда в Фонтанный дворик Хан-сарая был перенесен после 1783 г. знаменитый "Фонтан слёз". Личность Диляры-Бикеч, которой якобы посвящен был фонтан, исторически не выяснена и окутана поэтическими легендами.
Завершая экскурсию можно добавить, что Бахчисарайский Ханский Дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, что нашло признание в начавшейся недавно процедуре включения Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте